1). "Человек с резиновой головой", режиссёр: Жорж Мельес
Очередной эксперимент Жоржа Мельеса (который я, кстати, уже видел).
В этом фильме некий учёный муж достаёт из своих закромов человеческую голову и ставит над ней эксперименты. Он увеличивает её в размерах и уменьшает. И очень удивляется своей смекалке. Вот, ведь, оказывается, как он может. Он зовёт своего подмастерье: похвастаться гениальным собой и подключить его к своему эксперименту. Но подмастерье слишком увлёкся и голова взрывается. Учёный пинками прогоняет его, а сам плачет. Хочется верить, что плачет он над погибшим живым существом, а не над своим загубленным экспериментом.
Мне был очень неприятен этот фильм, когда я увидел его впервые, но сейчас я могу смотрю все эти короткометражки с целью отследить, как менялось искусство, а не с целью прочувствовать их эмоционально. И определённо меня впечатляет то, как человеческая голова меняет передо мною свои размеры, при этом двигается, кривляется. Определённо, это произведение искусства. Довольно специфическое, но тем не менее.
В тысячный раз говорю браво Жоржу Мельесу.
7 из 10

2). "Синяя борода", режиссёр: Жорж Мельес
Жорж Мельес вновь снял 10-минутный фильм. И это пока самое цельное кино, которое я видел в рамках этого моба. То есть, я не кривя душою могу назвать это произведение хорошим фильмом.
История развивается постепенно, и ни одна сцена не резала мне глаз, как это было в Жанне Д'Арк.
Восхищает и масштаб. Столько здесь костюмов, декораций, актёров задействовано! Вау! Я смотрю и не понимаю, где Жорж Мельес брал на всё это средства?
А тут ещё и спецэффекты, да и вообще, всё очень красиво.
И да, Жорж Мельес не боится шокировать зрителя, наоборот, стремится к этому. Поэтому в одной сцене человека по случайности варят за живо, в другой сцене мы видим несколько повешенных женщин.
Мне это, конечно, не отзывается. Ещё из недостатков могу отметить, что я, как зритель, не до конца понял смысл нескольких сцен. Но при этом: я читал сказку Шарля Перро в далёком детстве. В фильме герои, конечно же, не говорят. И субтитров тоже нет. А вцелом я понял почти всё, что происходило в фильме. Словом, мне очень понравилось.
10 из 10

3). "История одного преступления", режиссёр: Фердинанд Зекка
Итак, я посмотрел 5-минутный фильм ещё одного французского режиссёра, Фердинанда Зекка.
Краткий сюжет: мы видим, как грабитель совершает убийство. Преступника быстро ловят, сажают в тюрьму. Он предаётся воспоминаниям о том, как докатился до такой жизни. А потом его казнят на гильотине.
Для зрителей 1901-ого года, наверное, главное в фильме было именно это, финал: возможность увидеть отрубание головы на гильотине. Пусть и постановочное, но всё же.
Для меня главное в фильме: эмоции. Актёр на главной роли использует совсем иные актёрские приёмы, нежели актёры у Жоржа Мельеса. Поэтому я, как зритель, оказался намного сильнее эмоционально втянут в эту работу.
9 из 10

4). "Большой глоток", режиссёр: Джеймс Уильямсон
Мы видим чем-то недовольного мужчину. Он явно бранится, активно прибегая к мимике. Постепенно приближается к камере, мы видим его лицо всё чётче и подробнее. А потом, он проглатывает камеру вместе с фотографом.
Что же... Это первый фильм в рамках этого моба, где:
- Показано во всех подробностях человеческое лицо, его движения;
- Использован приём, когда объект постепенно приближается к камере.
Словом, фильм экспериментальный и новаторский. И это очень круто!
10 из 10

Перед подведением итогов хочу отметить, что во всех четырёх картинах была какая-то чернуха. Возможно, это свойство этого периода развития кинематографа, а возможно, так вышло, что именно работы с подобными мрачными мотивами оказались более значимыми для мира кино (или просто сохранились). Вполне возможно, мимо меня проходят какие-то чудесные и светлые работы. Но, что есть, то есть.

К 1901-ому году:
- Фильмы длиннее 3-ёх минут, как минимум во Франции, снимал уже не только Жорж Мельес;
- Жорж Мельес при помощи спецэффектов менял размеры предметов постепенно, а не резко, как в работах предыдущих годов;
- Появились фильмы (как минимум у Мельеса), рассказывающие полноценную историю, с большим количеством актёров, костюмами, декорациями, реквизитом;
- Фильмы постепенно пытаются передавать эмоции героев, так, что они вызывают у зрителя не только улыбку, но и сочувствие, сострадание, фильмы начинают искать художественные средства для того, чтобы вызвать у зрителя эмпатию;
- Как минимум один фильм позволил себе эксперимент с приближением объекта к камере, сделав пространство фильма более трёхмерным. Теперь операторская работа является средством для художественной выразительности картин.