1). "Стрекоза и муравей", режиссёр: Владислав Старевич
Ещё один мультфильм Старевича. Технически выделяется наличием в нём муравьёв и бабочек, большим взаимодействием его насекомых с предметами, показом на экране разных времён года (явление для фильмов того времени крайне редкое).
По содержанию мне не понравилось. Старевич ушёл в чернуху и гротеск, поэтому летом его Стрекоза не просто песни поёт, но и уходит в запой, насмехается над окружающими, устраивает пьяные дебоши. А зимою... А зимою умирает. Мультфильм Старевича просто не предполагает для Стрекозы возможность пережить зиму. Словом, мультфильм очень жестокий, что очень сильно контрастирует с волшебным "Рождеством обитателей леса".
8 из 10
2). "Пражский студент", режиссёр: Стеллан Рюэ
Шёл 1013-ый год. В моём топе уже после Италии, Российской Империи и даже Дании появилась Германия. Режиссёр "Пражского студента", между тем тоже датчанин. Датчанин, отправившийся воевать добровольцем на стороне Германии во время Первой Мировой Войне, и в 1914-ом году скончавшийся во французском плену в возрасте 34 лет. Безумно грустно думать о таких судьбах.
"Пражский студент" на первый взгляд не даёт зрителям ничего нового: сцены с зеркалом намного эффектнее смотрелись во "Франкенштейне" 1910-ого года. Такие приёмы, как использование фотоплёнки разных цветов для разных локаций, плавное движение камеры для создания панорам и различные спецэффекты также активно стали использоваться во всём мире. Но "Пражский студент" эффектно совмещает все эти приёмы, использует их по чуть-чуть предлагая зрителям прекрасную сбалансированную работу. Стеллан Рюэ не создаёт своё собственно киноискусство, как Мельес, Старевич или Гриффит, но предлагает насладиться хорошим фильмом.
У фильма безусловно есть свои достоинства: это и чудесные съёмки Праги, и невероятная, сказочная игра Йона Готтовта в роли Скапинелли, местного Мефистофеля, и удивительная сцена с огромной собачей сворой несущейся на охоту. Фильм хороший, красивый, профессионально сделанный.
Некоторые сюжетные линии остались мне, впрочем, не совсем понятны. Вот есть, цыганка Людошка, главный герой не сделал ей ничего плохого, она, кажется, влюблена в него. И почему-то решает вмешаться в его дела, следит за ним, доносит на него. Главный герой стремился разбогатеть, но добившись этого, он никак не стал распоряжаться своим богатством. Наличие у него денег никак не отразилось на сюжете, практически не поменяло его социальный статус. Женщина, которую он любил, ответила ему взаимностью не только из-за того, что у него есть деньги, но прежде всего потому, что он спас ей жизнь. Потом по истории мы узнаём, что и известность у него уже к этому моменту была. Всей Праге он был известен, как лучший в мире фехтовальщик. Нам мало того, что не показывают, что он добился чего-то с помощью денег, но даже не показывают, что он пытается ими распоряжаться и чего-то добиться.
Словом, у меня есть претензии к сценарию, или к тому, на сколько понятны мне как зрителю события фильма. Но всё это отходит на нет, когда становится понятно, о чём нам рассказывает фильм:
Сюжет примерно такой: бедный студент (кстати, почему он студент, если он ни разу за фильм не посещает лекции, ни разу за фильм не учится) заключает сделку с местным ростовщиком. В обмен на невероятное богатство, он разрешает ростовщику забрать любую вещь, что ему принадлежит. Ростовщик забирает его отражение. Спустя какое-то время студента начинает преследовать двойник из зеркала.
Тема "двойника" для мирового искусства не была новой. В литературе она в том или ином виде уже встречалась у Андерсона, Гоголя, Достоевского, Эдгара По (на произведении последнего отчасти основан этот фильм). В кинематографе тот же Франкенштейн 1910-ого года изменил оригинальный сюжет книги превратив собранного из трупов монстра в двойника доктора, порождение его больной, злой части сознания. Но "Пражский студент" идёт дальше, кажется, впервые, вводя в кинематограф психологизм. Герой фильма вместо того, чтобы сражаться с Доппельгангером, страшится его, весь фильм бежит от него, и через весь фильм звенит мысль: на самом деле он бежит от самого себя, от всего того, что не может сам в себе принять. И если "Франкенштейн" 1910-ого года заканчивается тем, что доктор осознаёт монстра, как своё отражение, как часть самого себя, принимает её, как своё прошлое, которое, впрочем, не влияет на его жизнь, ведь он всё осознал и изменился, то герой "Пражского студента" в конце фильма в панике стреляет в своего двойника, погибая вместе с ним, как герой вышедшего на 23 года раньше "Портрета Дориана Грея". И всё это в фильме 1913-ого года! "Пражский студент" буквально поднимает кинематограф до уровня великой литературы.
Кроме этого в "Пражском студенте" есть несколько гениальных, прекрасных сцен. Опишу три из них, ставших для меня наиболее важными:
1. Студенту добивается взаимности от женщины, в которую он влюблён, но жених этой женщины бросает ему вызов. У них будет сражение на дуэли. Ночью к студенту приходит отец женщины, жених его дочери для него важен и дорог. Он просит студента не убивать его. Студент соглашается. На следующий день что-то происходит с его транспортом, он опаздывает к месту дуэли. И, идя через лес, встречает своего двойника. Двойник стирает кровь со своей шпаги. Красивая сцена. Яркая. Один жест, но мы сразу всё понимаем.
2. Герой встречается со своей возлюбленной. Отчего-то местом своей встречи они выбрали кладбище. В какой-то момент герой видит своего двойника, бросается к нему на встречу. Двойник скрывается за надгробием. Герой тоже обходит надгробие. Какое-то время мы не видим никого на экране. Потом герой выходит из-за надгробия. Он один. Гениальная сцена!
3. Наконец, герой бежит от своего двойника. Он долго пытается перелезть через ограду. Между тем, мы видим, как его двойник медленно подходит к ограде, просто открывает калитку, проходит через ворота и спокойно ждёт, пока студент спустится и заметит его.
При всём этом мы, зрители, не знаем и не понимаем ни мотивов и целей двойника, ни того, зачем эта сделка была нужна Скапинелли. Всё это вместе с сюжетом отходит на второй план. Для фильма важны именно эмоции героя. Показать на экране то, через что он проходит. "Пражский студент" - великое кино. И чем дольше я о нём думаю, тем больше мой восторг.
9 из 10
3). "Ночь перед Рождеством", режиссёр: Владислав Старевич
Не знаю, что именно побудило Владислава Старевича снять игровой фильм, прервав свои опыты с насекомыми и кукольной анимацией, но зрители определённо должны быть за это благодарны.
"Ночь перед Рождеством" 1913-ого года великолепная экранизация Гоголя. Несколько раз слышал мнение, что кинематограф Российской Империи безжалостно кромсал произведения классиков, паразитировал на них. Пока что вижу обратные примеры. Фильмы, что я вижу (не будем брать во внимание плохо сохранишегося "Тараса Бульбу"), бережнее обращаются с классиков, чем фильмы Франции и Великобритании того времени.
Сложно представить более подходящее произведение для экранизации в эпоху зарождения кинематографии, чем "Ночь перед Рождеством". Магия кинематографа ни в каком другом фильме не была так ярко преподнесена зрителям. Итак, у нас есть чёрт. И он действительно похож на чёрта. Великолепные костюм и грим при замечательной актёрской игре. Чёрт похищает с неба месяц. Месяц светится и жжётся. И чёрт едва-едва может его удержать. Чёрт и ведьма Солоха летают на метле, а потом запрыгивают в трубу и оказываются у Солохи в хате. Позже кузнец Вакула сначала посещает Пузатого Пацука, у которого пельмени сами себя макают в сметану, а потом летят к нему в рот, встречает чёрта, садится на него верхом и летит в Петербург. В Петербурге чёрт изменяется в размерах и запрыгивает Вакуле в карман. Такой простор для спецэффектов, но фильм при этом не перегружен ими. Они появляются на чуть-чуть в нужных местах, от чего фильм выглядит, как произведение искусства, а не просто как цирковое зрелище для народа. Фильм создан с любовью. И смотреть его - одно удовольствие.
Главное звездой киноэкрана Российской Империи принято считаться Ивана Мозжухина, играющего в этом фильме Чёрта, а я хочу отметить Лидию Триденскую, её Солоха дивно, как хороша. Очаровательна, мила, коварна, своенравна. Настоящая ведьма! Без шуток, влюбиться можно!
10 из 10
4). "Домик в Коломне", режиссёр: Пётр Чардынин
Если "Пиковая дама" Чардыдина вызывала у меня определённые вопросы, то "Домик в Коломне" во всех отношениях замечательное кино. Мне даже сложно соотнести его с 1913-ым годом. По ощущениям, это советское кино тридцатых-сороковых. Надо отдать сценаристам должное: снять тридцатиминутный фильм на основе коротенькой поэмки Пушкина, разглядеть в истории такой комедийный потенциал, это многого стоит.
"Домик в Коломне", как мне кажется, далеко не самое великое произведение Пушкина, а скорее коротенькая забава. И от того, мне кажется, что даже самые искушённые ценители высокого искусства и великой русской литературы, вряд ли почувствуют себя оскорблёнными из-за того, что фильм решил добавить несколько сцен, которых не было в пушкинском тексте.
В отзыве на "Ночь перед Рождеством" я упомянул Ивана Мозжухина, как главную звезду российского киноэкрана 1910-ых годов. В "Домике в Коломне" он играет главную роль, и он в ней просто сияет.
А ещё это первый фильм в рамках моба, в котором я встречаю сюжет про мужчину, переодетого женщиной. Тоже значимое событие.
10 из 10
Я перестал подводить итоги года в конце постов, потому что это потеряло всякий смысл. Скажу только, что с каждым годом кинематограф открывает для меня всё новые и новые чудеса. Я смотрю невероятные фильмы. Они прекрасны, удивительные хороши.
И у меня так много вопросов: почему никто не говорит про эти фильмы? Почему их не показывают? Почему киноблогеры их не упоминают? Эти фильмы достойны хотя бы того, чтобы люди знали об их существовании. Это великое кино. Удивительное кино. Потрясающее кино.