Нежные дрова
Я не задрот видео игр. То есть не то чтобы я совсем в них не играл, но я не задрот. Я не слежу за горячими новинками, то есть вообще не слежу, даже не подозреваю о том, что и когда выходит, даже не подозреваю, что что-то выходит. Иногда не играю месяцами, иногда, правда, напротив, сижу неделями в какой-нибудь игрушке. Вся моя игровая практика последних трёх лет сводилась к приложениям контакта, флеш-играм по комиксам Marvel, Sims 3 и непродолжительными увлечениями играми, в которые я играл в школьные годы: Morrowind, Plants vs Zombies, Сим-больница, Злой Гений, очень глючная пиратка GTA Vice City, а также одна из первых игр GTA, плоская, по-моему, 98-ого года, действие происходит в Лондоне. Ах, да, ещё я периодически скачивал себе различные файтинги с непонятным мне управлением и героями разных, чтимых мною фендомов вроде Marvel и One Piece. Но этим всё и ограничивалось.
Сейчас же всё немного изменилось. Из США на лето вернулся мой друг Максим, тот ещё игровой задрот, а вместе с ним вернулись и почти забытые мною игровые будни. Началось всё ещё до его приезда, он скинул мне ссылку на раздачу игры "Школьные дни", а так как я чтил аниме, созданное по этой игре, мне стало очень интересно, что же это такое. Как-никак игру можно свести к одной из двадцати одной совершенно разных концовок. Игра меня весьма и весьма разочаровала, хотя я очень высоко оценил работу команды переводчиков, которые не только перевели игру, но исправили множество логических несостыковок, местами улучшили графику, полностью переработали оупенинги и эндинги. После по совету Максима я скачал игру "Dreamfall", которая так же не оправдала (пока что) моих ожиданий. Игровой процесс в ней (хотя я почти не играл в неё, так что совершенно необъективен) сведён к минимуму. То есть фактически, я должен ходить за героиню из одного конца города в другой, просто для того чтобы смотреть довольно скучные сцены диалогов между этой героиней и другими героями, изредка мне при этом нужно решать какие-то простейшие задачки, или драться с противниками. Кроме этого, мы с Максимом, конечно же, играли в последнюю часть Mortal Кombat, ибо обойти эту игру мы никак не могли, почти с гордостью заявляю, что серия игр Mortal Combat неотделимая часть нашего с Максимом прошлого.
Ну а теперь к главному. Максим познакомил меня с игрой "Heavy Rain". И она меня почти покорила. Приведу примерную завязку сюжета игры. Жил да был в одном городе США один счастливый архитектор. У него была жена и два сына, его проекты пользовались большим спросом. Вот только один его сын (мальчику было лет десять) был капризным непослушным сорванцом. Однажды они всей семьёй пошли в торговый центр, а там разделились, жена пошла заниматься шопингом с младшим сыном, а сорванца оставила на мужа. И сорванец побежал вперёд отца, отец за ним, догнал в итоге, но не стал ругать, сынок же попросил у него воздушный шарик, и, что бы вы думали, архитектор пошёл покупать сыночку воздушный шарик, но попросил больше так не убегать и, пока он расплачивался с продавцом за шарик, сорванец взял и сбежал и герой не заметил, куда он исчез. Он начал бегать за ним по всему центру, и после долгих поисков заметил его на улице, его сын кинулся к отцу через дорогу (какие же в США тупые дети), герой бросился к сыну, желая спасти его жизнь, но не судьбы. В итоге сын погиб, а архитектор попал на полгода в кому. Проходит два года. Главный герой теперь в разводе, у него серьёзные психологические проблемы, периодами провалы в памяти, периодами галлюцинации, его второй сын нынче равнодушен к отцу, отказывается говорить с ним на какие либо темы. Да, и о блестящей карьере теперь уже бывший архитектор, похоже, должен забыть. Короче говоря, всё очень плохо. Вдобавок ко всему, в городе, где живут герои игры, каждую осень какой-то маньяк похищает из семей детей, и затапливает их в канализации. Собственно это происходит и с сыном главного героя. Его сына похищает этот маньяк, а герой получает посылку, в которой сказано, что если он хочет спасти сына, то он должен выполнить четыре задания, показать, что способен на всё ради спасения своего ребёнка. И герой отправляется на задания. Параллельно с этим нам даётся возможность играть за частного детектива, которого якобы наняли родители одного из погибших детей для расследования преступлений; выписанного местным отделением полиции агента ФБР, который также пытается разобраться в происходящем; девушку, страдающую бессонницей и ночными кошмарами, которая случайно пересекается с главным героем.
Ключевая для меня особенность игры - нелинейный сюжет. Причём абсолютно нелинейный. Так в процессе игры один из героев из-за неверного решения или плохоотыгранного экшена, может погибнуть, но это не будит означать, что игра закончится, нет, сюжет пойдёт дальше, просто этот персонаж из него исчезнет. В итоге в игру можно свести к огромному количеству разных концовок. Максим вот хвастался, что в своё время свёл игру к концовке, где все герои не только выжили, но и были счастливы, я же, напротив, свёл всё к, наверное, самой печальной из всех возможных концовок. Так у меня главный герой попал в тюрьму, так как полиция была уверена, что именно он маньяк, его сын погиб, и он окончательно сошёл с ума и в итоге повесился в тюрьме; девушка, которую судьба свела с главным героем, погибла, пытаясь ему помочь. У агента ФБР с самого начала игры были проблемы с наркотиками, в процессе игры он несколько раз испытывал ломку, пару раз не смог сдержать себя в руках, в итоге, он так и не смог раскрыть это дело, но был убеждён, что главный герой - невиновен. Это дело его доконало, и в итоге было показано, как он умирает от передозировки наркотиков. У частного детектива была своя очень трагичная история, которая раскрывалась по ходу игры, и в итоге у него всё закончилось тоже очень печально. И мне такие концовки кажутся куда лучше счастливых, всё очень логично, очень печально, очень соответствует духу игры, но при этом совсем не банально. Не люблю сопливые Хэппи Энды. А вот Максим на меня ругался.
А теперь, в общем, об игре. Сначала то, что меня расстроило:
1). Оказывается, игровая индустрия ушла совсем не настолько вперёд, как я думал. То есть, мне не очень нравится графика игры. Нет, она восхитительная, но далека от идеала, я не играл в игры с лучшей графикой, чем в этой игре, но мне казалось, что сейчас всё должно быть уже на несколько уровней выше. Удивлён, что это не так.
2). В игре нелинейный сюжет. Очень многое зависит от решений игрока. Так, в одно из заданий маньяка для главного героя - было убить другого персонажа. И нам предоставлялась возможность решить за героя, может ли он убить другого человека, ради спасения сына, или это не для него. Так же герой дважды мог переспать с девушкой с ночными кошмарами, и я оба раза отказывал этой девушке (по моему скромному мнению, в этот момент ему явно было не до всяких глупостей вроде секса). В общем, все ключевые решения принимает игрок, а не герой (принимать агенту ФБР наркотики, или нет; пытаться спастись в трудный момент самому, или пожертвовать собою ради другого человека). Любой из героев мог умереть ещё в самом начале игры. Кроме того игрок может решить, чем заняться персонажу в относительно свободное время: смотреть телевизор, читать газету, помогать сыну с уроками, выйти пройтись на улицу или, например, лечь спать. Во время диалогов с другими героями игрок может контролировать положение персонажа, его позу, он может ходить за персонажа по комнате, прислоняться к стенкам, сажаться на стулья. Иными словами от игрока зависят либо очень глобальные изменения, либо очень незначительные. Нету среднего звена. Скажем, я не могу решить, в каком порядке главный герой будет выполнять задания; я не могу решить, к кому из родителей, прежде всего, пойдёт частный детектив, я не могу вместо того, чтобы делать то, что от меня ожидают, пойти сделать что-то совсем другое, например, когда я играл за девушку, она пришла в клуб, где ей нужно было получить какую-то информацию от одной большой шишки, но к этой большой шишке её, само собою просто так не подпустили, поэтому она должна было искать обходной путь. И игрок должен был искать этот обходной путь, а варианта отказаться от своей затеи и просто развлечься/пойти в другое место - просто не было.
3). Отсутствие больших локаций. С одной стороны это плюс, даже при таких не очень больших локациях, я иногда умудрялся теряться, переставал понимать, куда мне нужно идти, но ожидал я чего-то большего. Я ожидал, что каждая локация - будет огромным миром, который нужно будет познавать, с выбором, каким путём куда идти, а получил небольшие участки замкнутого пространства, где иногда встречаются двери куда-то, но большинство из них закрыты. Так не могу я за парня сходить в женский туалет, даже если мне в любом случае нужно идти в туалет, а женский ближе. Не могу я в полицейском департаменте пойти в кабинеты сослуживцев, только в кабинет начальника и то далеко не всегда.
4). Случайные совпадения. Их много. И это смотрится нереалистично. То есть сама по себе игра очень близка к реальности, и эти случайные совпадения как-то не вписываются в общую картину действий. Так, например, частный детектив обходит родителей погибших детей. Приходит к одной, она оказывается проституткой, и к ней вламывается один из её агрессивных клиентов. Герой спасает девушку. Приходит он в магазин, где работает второй другой родитель, и в этот момент ограбление (боже, это же такое избитое клише, начиная с первого комикса о Питере Паркере, а после короткометражки Marvel, я считаю, всерьёз показывать такие совпадения, где бы то ни было - неприлично). Герой приходит по третьему адресу, и приходит именно в тот момент, когда девушка, живущая там, кончает с собою. Он с трудом её спасает. Таких совпадений в игре не очень много, но мне они сильно испортили впечатления.
5). Некоторое количество стереотипных эпизодических персонажей. Это не сильно портит впечатления, но всё же, это минус. Я про злобного агрессивного полицейского, который обо всём судит слишком поверхностно, и вообще всячески стремится повесить расследуемое им дело на кого-либо, на кого угодно. Я про похотливого, но трусливого владельца клуба. Я про абсолютно стереотипных бандитов/сутенёров/наркодиллеров, достаточно просто посмотреть на них, и поймёшь, что они из себя представляют. И никаких неожиданностей. То есть видишь огромного чёрного татуированного амбала, значит скоро придется драться, уйти без драки не получится. Видишь противненького старикашку с узенькими похотливыми глазками, значит алкоголь, который он предлагает лучше не пить, там, скорее всего, снотворное, ой и в самом деле так. Это делает игру местами предсказуемой, однако только местами, несмотря на это, игра много раз удивляла меня. Но вообще в игре почти нету в чём-либо оригинальных героев они все в той или иной степени типовые. То есть, есть совсем типовые, а есть просто герои, которые интересные, которые очень хорошо раскрыты эмоционально, но которые при этом не несут в себе чего-то принципиально нового. Хотя на самом деле я немного вру, например, очень интересно раскрыта личность маньяка, который совершал все эти преступления, причины, заставившие его делать то, что он делал, его прошлое. Такого я точно нигде не видел. Есть ещё женщина-проститутка, у которой погиб сын, у неё был очень сильный образ, в нём тоже есть много стандартного, но всё же, точно такого образа я нигде не видел. Хотя по ходу игры все поступки, которая совершала эта героиня, у меня никак не вязались с тем фактом, что она проститутка. Так же есть психолог, у которого консультировался главный герой. Не то, чтобы он сильно раскрыт, но у него тоже был новый для меня образ, хотя он и напоминал мне сразу и Питера и учителя химии из Teenwolf'а.
6). Я очень надеялся, что эпизодические персонажи сыграют большую роль в сюжете. То есть там есть персонажи, яркие, несмотря на свою стереотипность, которые появляются только в одной сцене, а после исчезают. И таких много. Если воспринимать эту игру, не как игру, а как очень большой кинофильм, то я бы сказал, что его ведущий жанр - детектив. Зритель пытается сложить вместе все кусочки мозаики, понять, кто же на самом деле дворецкий, и, мне кажется, что это не честно по отношению к зрителю, делать такое количество проходных персонажей. Не в детективе.
А теперь о плюсах:
Несомненно, главное достоинство для меня, как я уже писал пару-другую раз, нелинейность сюжета. Начиная с того, что в игре идёт время. То есть первая сцена. Главный герой просыпается у себя в огромном доме. Он принимает душ, одевается, а после у игрока есть примерно пять-десять минут реального времени для того, чтобы занять героя чем-либо, а заодно узнать что-нибудь о нём, о его повседневной жизни. И в этот момент герой может пойти и заняться работой в парке, или в гостиной, под музыку, может пойти позавтракать, может пойти поиграться с детскими игрушками. Как я понял, существует около сотни вариантов различных действий, но он не может успеть совершить их все. Это что-то очень новое для меня, я нигде такого раньше не встречал (разве что в Sims, но там ведь всё немного по-другому). Потом приходит жена главного героя с тяжёлыми пакетами и просит помочь себе, герой может согласиться и помочь, может согласиться, но отвлечься на что-то и не успеть помочь, то есть, она всё сделает сама, а потом будет дуться весь оставшийся день, может просто не помогать. И такого в игре очень много. Про глобальные повороты сюжета, я уже много говорил. Мне, кстати, вот что интересно: в то игре, которую сыграл я, всё крутилось вокруг главного героя. То есть он познакомился с главной героиней, которая долгое время его сопровождала, и лишь под конец начала собственное расследование. Деятельность агента ФБР какое-то время была тесно связана с действиями героя, то есть он ведь пытался вместе с полицией арестовать его, когда тот выполнял своё третье задание. Но ведь главный герой мог погибнуть, если не во время первого задания, то во время второго так точно. И тогда бы вся история агента ФБР должна бы была пойти по другому пути, как и история девушки с проблемами во время сна, она ведь толком познакомилась с главным героем именно после его возвращения со второго задания. Теперь мне очень хочется открыть эту, совершенно новую историю. Точно так же и с историей частного детектива. В моей версии игры всё очень зависело от того, что он оставил матери-проститутке свою визитку, дабы она с ним позже смогла связаться. И именно от того, что эта женщина с ним связалась, он сначала посетил своего старого друга-механика, а после кладбище, где могильщик рассказал ему и этой женщине-проститутке историю, из которой зритель узнал причины, по которой маньяк совершает свои преступления. И я, игрок, никогда бы не узнал этого, если бы не оставил женщине свою визитку. Наверняка, у всех героев могла бы быть совершенно другая история, всё могло бы сложиться совсем иначе. Второй огромнейший плюс этой игры - драматизм истории, то, как переданы эмоции персонажей, то, как хорошо переданы герои с психологической точки зрения. Это меня восхищает. Мне кажется, что я полюбил эту игру, полюбил вселенную этой игры. А вообще игра очень атмосферная. То есть я чувствовал этот мир. И он, не смотря на стереотипных второстепенных персонажей, очень настоящий. То есть, например, в Max Payn'е тоже очень трагичная сюжетная линия, очень атмосферный мир (кстати, близкий немного по атмосфере к HeavyRain), но в нём не было реализма, там было слишком много нуарного гротеска, здесь тоже есть гротеск, но я в него верю. Я верю в эту игру, а это очень многое. Ну, и наконец, эта игра очень разная. Герои попадают в совершенно разные ситуации, разные места. Так, я играл за счастливого отца, который возился с детьми, я играл за следователя, ищущего улики на месте преступления, я пытался убедить своего напарника не избивать подозреваемого, я придумывал хитрый план, как незаметно вывести из камеры подозреваемого, я сидел в комнате и сопоставлял полученные улики друг с другом, я нянчился с чужим ребёнком, готовил омлет, дрался с различными верзилами, преследовал и убегал от преследования, прятался и следил, я двигался по лабиринту, пытаясь найти выход, я стоял перед выбором спасать человека, или дать ему погибнуть, я пытался выбить информацию из человека, я пытался придумать, как можно уговорить старую женщину доверить мне свою тайну, я вынужден был отрубить себе фалангу мизинца (и в голову приходят Игра Престолов и Побег из тюрьмы). Игра вышла захватывающей и интересной.
Оцениваю игру в 8 баллов из 10. Но при этом добавлю, что не знаю ни одной игры, которая могла бы хоть в чём-либо сравнится с этой.

P.C.: В октябре, говорит Максим, выходит следующая игра от этой компании. И на этот раз, в ней будут сниматься актёры, в том числе Дефо (один из любимых мною актёров, которого большинство знает, как Нормана Озборна Гоблина-старшего из трилогии про Человека-Паука) и Эллен Пэйдж (Призрачная Кошка/Химера в третьих Людях Икс). Конечно же, я не буду ради одной игры покупать PS3, но когда-нибудь, я наверняка получу море удовольствия от неё. Просто потому, что эта компания умеет делать хорошие игры. По-настоящему хорошие игры.

@темы: Heavy Rain, Обзоры, Dreamfall, Школьные Дни, Игры