Нежные дрова
Я предполагал, что ближайшие мои посты будут захвачены Владиславом Старевичем и фильмами других Российских кинематографистов. Я ошибался, ведь в 1914-ом году случился дебют Чарли Чаплина. Что же, кажется, ближайшие 15 лет будут полностью захвачены его талантом.

1). "Детские автомобильные гонки", режиссёр: Генри Лерман
Сюжет этой картины прост: внимание многих кинооператоров приковано к детским автомобильным гонкам. Но есть незадача: некий тип навязчиво пытается попасть в кадр, мешая кинематографистам производить свои съёмки.
Сюжет прост, но наблюдать за происходящим скучно, ведь ничего особенного в этом фильме не происходит. Персонаж Чарли Чаплина навязчиво встаёт перед камерами, его прогоняют, а он вновь влезает в кадр. Пару раз дело доходит до драки, но до драка даже не выглядит нелепо и комично. И, четное слово, я бы с большим удовольствием посмотрел за детскими автомобильными горками. Думаю, что именно в этом и заключена вся прелесть этой картины. Ведь персонаж Чарли Чаплина раздражает зрителей не меньше персонажей-кинооператоров.
Чем примечателен этот фильм? Тем, что в принципе показывает зрителям забаву прошлого: детские автомобильные гонки. Никогда ни о чём подобном не слышал. А между тем, фильм действительно снимался во время настоящих детских автомобильных гонок. Зрители в фильме настоящие, некоторые кинооператоры настоящие, гонки настоящие. И за всё это я говорю этому фильму спасибо.
4 из 10

2). "Кабирия", режиссёр: Джованни Пастроне
Не знаю, что происходило с итальянским кинематографом начала двадцатого века, но я посмотрел уже второй итальянский фильм, и оба фильма полнометражные, оба обладают внушительным бюджетом, оба являются прорывом для киноискусства. Почему так? Кто финансировал создание этих картин?
Собственно, "Кабирия" примечательна прежде всего своим бюджетом. Фильм позволяет себе что-то невероятное. Я уже говорил, что в кинематографе постепенно появлялись животные: лошади, собаки, гуси, кошки. "Кабирия" идёт дальше: в кадре мы увидим верблюдов, слонов, тигра и гепарда. А ещё овец, голубей и прочую живность. Можно бесконечно восхищаться декорациями в фильмах Мельеса, но Двованни Пастроне создал на экране нечто невероятное. Он воздвиг древние крепости, храмы, дивные невероятные статуи мифических божественных животных. При этом всё выглядит невероятно достоверным. На столько достоверным, что я даже решил, что дворец в начале истории настоящий, снят на месте каких-то древних развалин. Я думал так, пока нам не показали, как дворец разрушается вулканом. Да, в самом начале фильма мы видим извержение вулкана. Я восхищался, когда Мельес снял "Извержение вулкана на Мартинике" в 1902-ом году. Да, с того времени прошло больше десяти лет, но Пастроне создал нечто невероятное, и мельесовское творение меркнет на этом фоне. В 1911-ом году, всего за три года до "Кабирии" в Российской Империи вышла "Оборона Севастополя", финансируемая из казны. Сцена потопления флота в этом фильме, на мой взгляд, одна из худших. Единственное, что выдаёт в ней потопление флота это текст на интертитрах. После "Кабирии" смотреть на такие сцены становится просто невыносимым. Я понимаю разницу между флотом 19-ого века и флотом Древнего Рима, но тем не менее создателям "Кабирии" каким-то образом удалось без императорского бюджета заснять тонущие корабли, объятые пламенем. В "Кабирии" есть невероятные кадры. Сцена, как детей приносят в жертву древнему богу по-настоящему ужасает. Смотреть, как один из героев прыгает с огромной стены в море, или как герои плавно спускаются с громадной статуи в пять раз превосходящей их ростом, невозможно не задержав дыхание. Потрясает и сцена, в которой один из героев попадает во вражеский город, забираясь по щитам своих союзников. Словом, это великолепно снятое кино. Великое кино. И прежде всего великое именно своим бюджетом. Это восхитительный и очень дорогой атракцион, зрителей на который зазывали на показы, раскидывая листовки с летающего над городом самолёта.
Но так же, этот фильм, как подсказывает мне Википедия, подарил миру кинематографа новое изобретение: тележку для передвижения камеры. И благодаря этому камера в фильме не стоит на одном месте, а перемещается во время действия: приближается, отдаляется, двигается в кадре, показывая происходящее под разными углами. Не могу сказать, что это яркая деталь в фильме. Она применялась не так часто, часто ускользала от моего внимания. Но несколько выдающихся сцен снятых с этим художественным приёмом в фильме обратили на себя моё внимание.
Ну, и конечно, нельзя не ответить великолепного гиганта Мациста, в роли которого снялся Бартоломео Пагано, найденный режиссёром в порту на погрузочных работах. В каждой сцене герой Пагано крал всё моё внимание.
Словом, Джованни Пастроне определённо знал, что делает. И сделал великий фильм, один из величайших фильмов своей эпохи.
Могу придраться разве что к его сюжету: к концу истории смотреть становится откровенно не на что. Истории становится нечем удивлять зрителя, а сам сложный сюжет со множеством сражающихся друг с другом военоначальников запутан и скучен. Герои слабо прописаны, не вызывают никаких эмоций. Запомнить кто есть кто среди действующих лиц тяжело: их слишком много, кто-то из героев даже не показывается в кадре, а только лишь упоминается в интертитрах. Актёрская игра персонажей нисколько не подкупает, и только великолепный Мацист озаряет происходящее.
Вызывает вопросы и концовка, от чего Кабирия в конце фильма так и не встретилась со своим отцом? Фильм кажется оборвавшимся, финал буквально обесценивает всю историю, превращая её в набор слабо связанных зарисовок о жизни древнего мира.
Но! Не смотря на слабый сценарий, невозможно отрицать величие этого фильма. Такого в кинематографе ещё не было!
10 из 10 (могло ли быть лучше? могло, вот только никто до этого ничего лучше не сделал)

3). "Зарабатывая на жизнь", режиссёр: Генри Лерман
Что же, "Зарабатывая на жизнь" - первая роль Чарли Чаплина на киноэкране.
О чём этот фильм? О крайне неприятном персонаже, который сначала уводит у некого джентльмена его возлюбленную (даря ей украденный у джентльмена перстень), а потом крадёт фотографии этого же джентльмена, чтобы продать их в его же редакцию.
В основном фильм состоит из потасовок и догонялок, иногда забавных, а иногда не очень. В целом, смотреть фильм чаще прикольно, чем неприятно. Есть во всех потасовках подкупающая нелепость. Персонаж Чарли Чаплина, хотя и кардинально отличается от запомнившегося всем образа трогательного бродяжки, всё равно искрится харизмой в каждом своём движении.
Могу выделить у фильма три достоинства:
- Много сцен сняты на улице, мы видим прохожих, видим движение транспорта, более того, транспорт становится участником событий;
- Снятая на камеру авария, падение машины с холма. Поставлено сильно, впечатляет, такого на экране я ещё не видел;
- Лучшая сцена фильма - та, в которой мы понимаем, что джентльмен, которого терроризирует главный герой, вовсе недостоин нашего сочувствие. Став свидетелем аварии, он спешит снять фотографии, взять интервью у пострадавшего, а вовсе не помочь. Сцена очень смешная, а кроме того, меняет отношение зрителя ко всему, что творится на экране.
7 из 10

4). "Невероятно затруднительное положение Мейбл", режиссёр: Мэйбл Норманд
В фильме две сюжетные линии. Сюжетная линия персонажа Мэйбл Норманд: женщина играет со своим пёсиком, случайно выкидывает мячик в коридор, а после оказывается заперта в коридоре в одном халате, что, видимо, крайне неловкая ситуация в 1914-ом года. И сюжетная линия персонажа Чарли Чаплина: некий похабный пьянчужка по непонятным причинам ошивается в отеле и пристаёт к постояльцам. В какой-то момент эти сюжетные линии пересекаются, что порождает множество комичных ситуаций.
Скажу так: смотреть здесь не на что. Это просто нелепый фарс. Но! Стоит отметить изобретательность различных сценарных ходов и сюжетных поворотов. Сценаристы, актёры и режиссёр по максимуму выжимают из своего сюжета всё, что можно выжить.
6 из 10

@темы: Чарли Чаплин, Обзоры, Фильмы