Нежные дрова
1908-ой год потрясающий и удивительный. Эти четыре фильма вызвали у меня очень много самых разных эмоций.

Для начала обозначу: среди этих четырёх фильмов на будет фильма Мельеса! Ну, почти не будет. Но, обо всём по порядку.

1). "Стенька Разин", режиссёр: Владимир Ромашков
В этот моб уже врывались Британия и Штаты, а в этом году в него ворвалась Российская Империя!!!
И как ворвалась!
"Стенька Разин" во всех отношениях потрясающий фильм. Я не могу поверить, что такое великое кино было создано в Российской Империи. Серьёзно, я не стесняюсь поставлю "Стеньку Разина" в один ряд с "Путешествием на Луну" и "Большим ограблением поезда", на мой взгляд, они в равной степени значимы для мирового кинематографа.
А всё почему? А потому что в одном из первых российских фильмов была потрясающая операторская работа. Фильм снят на природе. Полностью на природе. В нём есть сцены на лодках посреди широкой реки, и сцены в лесу. При чём первая сцена на реке снималась с разных ракурсов, что происходит впервые в рамках этого моба! А во второй сцене на реке, как говорит Кинопоиск, вообще впервые в истории кино был использован наезд камеры. В каждой сцене чувствуется объём, пространство очень грамотно использовано, а между сцен активно используются интертитры, выполняющие роль полноценного рассказчика. Тоже впервые вижу это в рамках моба. Быть может, я чего-то ещё не знаю, но, кажется, этот ставший классическим художественный приём ранее активно не применялся.
А ещё кинопоиск говорит, что в массовке принимали участие 150 человек, но я не сказал бы, что на экране это ощущается. Но масштаб ощущается за счёт потрясающих природных съёмок.
Могу лишь придраться к тому, что мне не хватило. Фильм воспринимается очень коротким, пролетает незаметно. Впервые за моб ловлю ощущение: это что, всё? По всему ощущается, что он относится к другой эпохе, к эпохе, когда фильмы длились хотя бы 20 минут, а не... шесть...
Вообще, очень забавно, что первый сохранившийся российский фильм такой... Сразу же повествует о разгульном атамане, утопившим в порыве ревности свою молодую жену. Чисто российское искусство.
Фильм сопровождается песней, описывающей его события, написанной специально для него и исполнявшейся в театральном зале во время показов. Эффект очень сильный. Браво!
10 из 10

2). "Москва под снегом", режиссёр: Жозеф-Луи Мундвилер
Большой неожиданностью для меня стало то, что фильм "Москва под снегом" - фильм французский, а не российский. На нём можно увидеть кадры хроники с видом Москвы. Ещё одно новаторское кино. В нём я впервые вижу двигающуюся камеру. Камера медленно вертится вокруг своей оси, давая насладиться показываемыми видами. Москва красивая, а возможность погрузиться в прошлое более, чем на сто лет назад - бесценная.
Одно наслаждение смотреть этот фильм.
Опять же, такого в рамках моба я ещё не видел. Не знаю, предстоит ли мне ещё раз возможность посмотреть в рамках моба документальный фильм, а ведь это такая возможность увидеть, как поменялось кино с 1895-ого года.
10 из 10

3). "Фантасмагория", режиссёр: Эмиль Коль
Мне кажется, что я устал писать развёрнутые образы. Поэтому буду краток. "Фантасмагория" это мультфильм, снятый по концепции очень близко с "Комическими фазами смешных лиц", но заметно превосходящий их в исполнении. Завораживающее магическое действие, комические зарисовки быстро переходят в сюрреалистичный абсурд. Действие происходит быстро, непонятно, но красиво. В единственном отзыве на кинопоиске звучало что-то такое: "Ребята! Ребята! Я первый мультик посмотрел!" И это ощущение восторга очень отзывается мне. Потому то да, "Комические фазы смешных лиц" не впечатляли меня. "Бедный Пьеро" впечатлял прежде всего годом, когда был создан, "Фантасмагория" действительно впечатляет. Именно она по-настоящему ощущается первым полноценным мультфильмом.
10 из 10

4). "Экскурсия на Луну", режиссёр: Сегундо де Шомон
Я как-то уже писал, что Жорж Мельес начинал свой творчкеский путь в кинематографе с плагиата. Плохо ли это? Честно говоря, я так не думаю. Представьте, что вы только начинаете свой путь, как режиссёр. Вас никто не учил режиссёре. Разве это не логично попытаться воспроизвести чужое творчество, чтобы понять, что как работает? Это во-первых. Во-вторых, когда он стал снимать свои картины, кино только-только зародилось, как искусство. Он воспроизводил чужие одноминутные работы. И, в-третьих, он довольно быстро отказался от такого творческого пути и стал создавать что-то совершенно самобытное, меняя и совершенствуя кинематограф.
И мне кажется, что случай, когда молодой режиссёр-самоучка начинает свой путь с копирования чужих работ (даже, если он делает это ради коммерческого успеха и наживы), сильно отличается от ситуации, когда самая крупная кинокорпорация страны начинает воровать работы художника-одиночки.
Окей, я заранее знал, что "Экскурсия на Луну" это плагиат. Луна в кинематографе - это буквально символ, ассоциирующийся с творчеством Мельеса. Так чего я ожидал, когда садился смотреть этот фильм? Вообще, я ожидал, что кинокомпания "Pathé" выпустила фильм лишь вдохновлённый творчеством Мельеса. Дескать, Мельес снимает свои фильмы про Луну. И мы можем снять. Мы ведь ничуть не хуже Мельеса. В конце концов "Путешествие на Луну" всего лишь адаптация романа Жюля Верна. Мог бы этот фильм быть хорош? Конечно, мог. "Путешествие на Луну" вышло в 1902-ом году. За шесть лет кинематограф сильно изменился. Появились новые технические возможности, сформировался новый киноязык. Мельес всё сильнее отставал в своём творчестве от современного ему кинематографу, а значит крупная студия с талантливым режиссёром могла снять шедевр, который бы оставил Мельеса далеко в прошлом. Вместо этого студия выпустила фильм, который сюжетно копирует фильм Мельеса один-в-один. Некоторые сцены воспроизведены покадрово. Абсолютно ни у кого не могут возникнуть сомнения, что это плагиат. Превосходит ли о в чём-то творение Мельеса? Возможно, часть реквизита выглядит более реалистично, не ощущается просто разрисованными картонками. У меня есть подозрение, что изначально качество съемки было заметно лучше. Кажется, что было можно рассмотреть лица персонажей, их внешность. К сожалению, "Экскурсия на Луну" плохо сохранившийся фильм, поэтому последнее достоинство перестало таковым быть. В остальном же плагиат во всём уступает картине Мельеса.
Он просто хуже во всём. Не те масштабы, скучные декорации, актёры хуже играют. Фильм просто пресный. Так в добавок режиссёр сгладил все острые углы. Все жестокости, сомнительные этические моменты были вырезаны из фильма, и фильм потерял свою главную изюминку.
Этот фильм не предлагает зрителям ничего нового. В эпоху, когда кинематограф менялся от месяца к месяцу кинокомпания "Pathé" предложила зрителям свою версию фильма шестилетней давности, в которой не было ничего нового, которая заметно уступала по качеству и масштабу, на 5 минут короче оригинала.
ЭТО ПРОСТО БЕСКОНЕЧНОЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ
При чём я думаю, что это было сделано студией намеренно. Цели была разорить Мельеса. Обесценить его оригинальный фильм. Дать новым зрителям разочаровывающее ощущение от него (откуда обывателям знать, что "Экскурсия на Луну" это совсем другой фильм, нежели "Путешествие на Луну"). И студия "Pathé" своего добилась. К 1909-ому году разорившийся режиссёр будет вынужден стать её штатным режиссёром.
1 из 10

Вот таким вышел год. Трём фильмам я поставил 10 баллов, одному единицу. Удивительный год.

@темы: Обзоры, Фильмы, Жорж Мельес