Нежные дрова
Вот мы и ворвались в эпоху полнометражных фильмов. Теперь мне будет заметно тяжелее, но я справлюсь!
1). "Оборона Севастополя", режиссёры: Василий Гончаров, Александр Ханжонков
"Оборона Севастополя" - первый российский полнометражный фильм. Более того, это один из первых военных фильмов. Кинопоиск говорит мне, что до "Обороны Севастополя" было снято всего два военных фильма. То есть, режиссёры создавали в фильме фактически новый жанр. И за это фильму можно многое простить. Тем более, что он активно использует все новейшие находки киноязыка. Камера в фильме даёт, как вертикальные, так и горизонтальные панорамы, монтаж переключается с общего плана на средний. В фильм были вложены огромные деньги, поэтому по масштабу он не сравнится с другими фильмами, что я смотрел в рамках этого моба. Кроме того, есть в фильме и гениальные кадры. В начале фильма нам крупном планом показывают центральных персонажей. В конце фильма, когда заканчивается художественная часть фильма, на экране появляются ветераны боевых действий в Севастополе, дожившие до выхода фильма. Французские, английские, русские. Сильные эмоции. Мы на экране можем видеть тех самых солдат, которые в 1954-55-ом годах сражались в Севастополе.
Ещё в фильме есть сцены, попавшие в него практически случайно. В перерывах между съёмками актёры развлекались и танцевали народные танцы, и режиссёр снял их забавы и вмонтировал в свой фильм. И эти сцены танцев... они лучшие, красивейшие сцены в фильме. И тут я перехожу к критике... Фильм очень плохо состарился. Смотреть сейчас его очень тяжело. Он жутко затянут, в военные действия в нём невозможно поверить, часто не очень понятно, что именно происходит на экране. Никакого величия нет. И от того, чувства внутри у меня очень неоднозначные: этот фильм первый в своём роде. Это по умолчанию великое кино. Но мне совсем не понравилось. Я с трудом выдержал. И хочется сказать: подумаешь масштаб, огромное количество масовки, спецэффекты, длинна. Это просто фильм, на съёмки которого по распоряжению императора выделили деньги. Это не делает его хорошим фильмом. Но ведь есть в нём хорошие сцены, новаторские решения и пронзительные финальные кадры...
Но, нужно отметить две вещи:
- В нашем распоряжении не оригинальный монтаж фильм, а версия, смонтированная в СССР, из неё вырезали большое количество сцен, без которых кино может восприниматься иначе, чем с оригинальным монтажом;
- В 1911-ом году фильм демонстрировался зрителям в сопровождении оркестра, а где-то за экраном стреляли холостыми зарядами. Думаю, такое звуковое сопровождение необходимо тоже считать частью фильма, и, конечно, в любом искусстве звук всегда играет огромную роль, а нам всё это сейчас недоступно.
7 из 10
2). "Ад", режиссёры: Франческо Бертолини, Адольфо Падован, Джузеппе де Лигоро
Итак, в моём мобе появляется Италия.
Когда я смотрел этот фильм в первый раз, я большим трудом высидел его. Мне было тяжело и скучно. В этот же раз я оказался более подкован. И теперь я понимаю, с чем необходимо сравнивать этот фильм.
"Ад" - величественная экранизация "Божественной Комедии". Режиссёры фильма не только создали первый полнометражный итальянский фильм, но и использовали всё, на что способен кинематограф, все спецэффекты, изобретённые Мельесом и другими режиссёрами. Здесь и гигант, переносящий героев с одного круга ада на другой, и трёхголовый страж Цербер, и летающие души, и внезапное появление и исчезновение героев. Я говорил, что в "Обороне Севастополя" не ощущалось величие, в "Аду" оно ощущается всегда. Очень красивые съёмки. Преисподняя, быть может, и не ощущается местом вечных страданий и мук, но ощущается местом мистическим, потусторонним, загадочным. Монтажная работа выполнена на высочайшем уровне. А ещё, кажется, это первый фильм, показавший зрителям обнажённую натуру. "Ад" великий фильм, который смотреть сложно, но в большей степени, потому что он не стремится развлекать зрителя, а не потому что он устарел.
10 из 10
3). "Уинзор МакКэй и его движущиеся картинки", режиссёры: Уинзор МакКэй, Дж. Стюарт Блэктон
В 1908-ом году Эмиль Коль выпустил "Фантасмагорию" и тогда это казалось невероятным прорывом. Спустя всего три года невероятный талант Уинзора МакКэя демонстрирует миру нечто совершенно невероятное, шокирующее. В анимации Уинзора МакКэя есть цвет, объём, персонажи двигаются плавно и органично, а на экране происходит настоящая сказочная феерия. Просто космос! Серьёзно, анимация в этом мультфильме превосходит всё, что десятилетиями будет создавать Дисней. Да, тут всего пара минут. Да, тут нету фона. Но, я бы никогда ни за что не поверил тому, что этот мультфильм снят в 1911-ом году. Как? Как?
Как? А этот фильм даст нам возможность хотя бы одним глазом взглянуть на процесс создания. И это делает этот проект ещё более удивительным.
Фильм начинается со сценки, в которой Уинзор МакКэй заключает пари со своими знакомыми, что создаст мультфильм за небольшой промежуток времени. Нам показывают его за работой. Всё это снято довольно увлекательно, но мы, как зрители, совершенно не готовы к ожидающей нас кульминации. Кто же знал, что Уинзор МакКэй покажет свои зрителям и всему миру космос?
10 из 10
4). "Роман с контрабасом", режиссёр: Кай Ганзен
А вот сейчас без шуток и оговорок: ЭТО ЛУЧШАЯ ЭКРАНИЗАЦИЯ РАССКАЗОВ ЧЕХОВА, ЧТО Я ВИДЕЛ.
Чехову чертовски не везло на экранизации в Советском Союзе.
Кай Ганзен снял очаровательную зарисовку. Смешную, забавную, не сильно уходящую от первоисточника. Конечно, Чехов велик прежде всего своим языком, а не своими сюжетами. Как же может немое кино передать язык Чехова? У кино свой киноязык. И Кай Ганзен сумел найти язык, который сможет передать на экране ощущения от Чеховского текста. Он добавил несколько прекрасных сцен, которые помогают лучше прочувствовать забавность всего происходящего, при этом не уходя в открытую пошлость. Получилось очень изящно.
Можно, конечно, посетовать, что из сценария вырезали концовку Чеховского рассказа. Но сам Чехов, кажется, рассказывал, что в после написания рассказа, он всегда вычёркивает их начало и конец за ненадобностью. Если в рассказе концовка с одичавшим контрабасистом, живущим под мостом, выглядит органично, то в фильме она была бы неуместна.
Я в восторге.
10 из 10
Просто потрясающий год! Но мне страшно, что предстоит дальше.
1). "Оборона Севастополя", режиссёры: Василий Гончаров, Александр Ханжонков
"Оборона Севастополя" - первый российский полнометражный фильм. Более того, это один из первых военных фильмов. Кинопоиск говорит мне, что до "Обороны Севастополя" было снято всего два военных фильма. То есть, режиссёры создавали в фильме фактически новый жанр. И за это фильму можно многое простить. Тем более, что он активно использует все новейшие находки киноязыка. Камера в фильме даёт, как вертикальные, так и горизонтальные панорамы, монтаж переключается с общего плана на средний. В фильм были вложены огромные деньги, поэтому по масштабу он не сравнится с другими фильмами, что я смотрел в рамках этого моба. Кроме того, есть в фильме и гениальные кадры. В начале фильма нам крупном планом показывают центральных персонажей. В конце фильма, когда заканчивается художественная часть фильма, на экране появляются ветераны боевых действий в Севастополе, дожившие до выхода фильма. Французские, английские, русские. Сильные эмоции. Мы на экране можем видеть тех самых солдат, которые в 1954-55-ом годах сражались в Севастополе.
Ещё в фильме есть сцены, попавшие в него практически случайно. В перерывах между съёмками актёры развлекались и танцевали народные танцы, и режиссёр снял их забавы и вмонтировал в свой фильм. И эти сцены танцев... они лучшие, красивейшие сцены в фильме. И тут я перехожу к критике... Фильм очень плохо состарился. Смотреть сейчас его очень тяжело. Он жутко затянут, в военные действия в нём невозможно поверить, часто не очень понятно, что именно происходит на экране. Никакого величия нет. И от того, чувства внутри у меня очень неоднозначные: этот фильм первый в своём роде. Это по умолчанию великое кино. Но мне совсем не понравилось. Я с трудом выдержал. И хочется сказать: подумаешь масштаб, огромное количество масовки, спецэффекты, длинна. Это просто фильм, на съёмки которого по распоряжению императора выделили деньги. Это не делает его хорошим фильмом. Но ведь есть в нём хорошие сцены, новаторские решения и пронзительные финальные кадры...
Но, нужно отметить две вещи:
- В нашем распоряжении не оригинальный монтаж фильм, а версия, смонтированная в СССР, из неё вырезали большое количество сцен, без которых кино может восприниматься иначе, чем с оригинальным монтажом;
- В 1911-ом году фильм демонстрировался зрителям в сопровождении оркестра, а где-то за экраном стреляли холостыми зарядами. Думаю, такое звуковое сопровождение необходимо тоже считать частью фильма, и, конечно, в любом искусстве звук всегда играет огромную роль, а нам всё это сейчас недоступно.
7 из 10
2). "Ад", режиссёры: Франческо Бертолини, Адольфо Падован, Джузеппе де Лигоро
Итак, в моём мобе появляется Италия.
Когда я смотрел этот фильм в первый раз, я большим трудом высидел его. Мне было тяжело и скучно. В этот же раз я оказался более подкован. И теперь я понимаю, с чем необходимо сравнивать этот фильм.
"Ад" - величественная экранизация "Божественной Комедии". Режиссёры фильма не только создали первый полнометражный итальянский фильм, но и использовали всё, на что способен кинематограф, все спецэффекты, изобретённые Мельесом и другими режиссёрами. Здесь и гигант, переносящий героев с одного круга ада на другой, и трёхголовый страж Цербер, и летающие души, и внезапное появление и исчезновение героев. Я говорил, что в "Обороне Севастополя" не ощущалось величие, в "Аду" оно ощущается всегда. Очень красивые съёмки. Преисподняя, быть может, и не ощущается местом вечных страданий и мук, но ощущается местом мистическим, потусторонним, загадочным. Монтажная работа выполнена на высочайшем уровне. А ещё, кажется, это первый фильм, показавший зрителям обнажённую натуру. "Ад" великий фильм, который смотреть сложно, но в большей степени, потому что он не стремится развлекать зрителя, а не потому что он устарел.
10 из 10
3). "Уинзор МакКэй и его движущиеся картинки", режиссёры: Уинзор МакКэй, Дж. Стюарт Блэктон
В 1908-ом году Эмиль Коль выпустил "Фантасмагорию" и тогда это казалось невероятным прорывом. Спустя всего три года невероятный талант Уинзора МакКэя демонстрирует миру нечто совершенно невероятное, шокирующее. В анимации Уинзора МакКэя есть цвет, объём, персонажи двигаются плавно и органично, а на экране происходит настоящая сказочная феерия. Просто космос! Серьёзно, анимация в этом мультфильме превосходит всё, что десятилетиями будет создавать Дисней. Да, тут всего пара минут. Да, тут нету фона. Но, я бы никогда ни за что не поверил тому, что этот мультфильм снят в 1911-ом году. Как? Как?
Как? А этот фильм даст нам возможность хотя бы одним глазом взглянуть на процесс создания. И это делает этот проект ещё более удивительным.
Фильм начинается со сценки, в которой Уинзор МакКэй заключает пари со своими знакомыми, что создаст мультфильм за небольшой промежуток времени. Нам показывают его за работой. Всё это снято довольно увлекательно, но мы, как зрители, совершенно не готовы к ожидающей нас кульминации. Кто же знал, что Уинзор МакКэй покажет свои зрителям и всему миру космос?
10 из 10
4). "Роман с контрабасом", режиссёр: Кай Ганзен
А вот сейчас без шуток и оговорок: ЭТО ЛУЧШАЯ ЭКРАНИЗАЦИЯ РАССКАЗОВ ЧЕХОВА, ЧТО Я ВИДЕЛ.
Чехову чертовски не везло на экранизации в Советском Союзе.
Кай Ганзен снял очаровательную зарисовку. Смешную, забавную, не сильно уходящую от первоисточника. Конечно, Чехов велик прежде всего своим языком, а не своими сюжетами. Как же может немое кино передать язык Чехова? У кино свой киноязык. И Кай Ганзен сумел найти язык, который сможет передать на экране ощущения от Чеховского текста. Он добавил несколько прекрасных сцен, которые помогают лучше прочувствовать забавность всего происходящего, при этом не уходя в открытую пошлость. Получилось очень изящно.
Можно, конечно, посетовать, что из сценария вырезали концовку Чеховского рассказа. Но сам Чехов, кажется, рассказывал, что в после написания рассказа, он всегда вычёркивает их начало и конец за ненадобностью. Если в рассказе концовка с одичавшим контрабасистом, живущим под мостом, выглядит органично, то в фильме она была бы неуместна.
Я в восторге.
10 из 10
Просто потрясающий год! Но мне страшно, что предстоит дальше.