Нежные дрова
1). "Месть кинематографического оператора", режиссёр: Владислав Старевич
Я посмотрел нечто удивительное и потрясающее.
Для затравки расскажу сюжет: живёт семейная пара. Муж изменяет жене с танцовщицами, жена коротает вечера в его отсутствие с ухажером-художником. Однажды этой семейной идиллии приходит конец. Дело в том, что танцовщица, решив завести интригу с мужчиной, отказала перед этим кинооператору, и тот, из мести заснял всю их интригу на свою камеру и показал всё на киносеансе, куда пришла семейная пара.
Казалось бы, что в этом такого удивительного и потрясающего? Да, Старевич в своём сюжете предугадал почти на столетии события будущего. Но не сказать, что сюжет настолько неординарный сам по себе... Вот только всё происходящие - мультфильм.
Владислав Старевич - первопроходец кукольной анимации. Персонажами его фильмов становились жуки, стрекозы, лягушки. То есть весь фильм мы наблюдаем за жизнью насекомых. Семейная пара - жуки. Кинооператор - кузнечик. Танцовщица - стрекоза. Ухажёр-художник - таракан. Персонажи ездят на машинах, ходят в бары и кинотеатры, носят и снимают шляпы. Не представляю, сколько труда и сил было вложено в эту работу.
И, пожалуй, этот фильм один из первых в мобе, где моё восхищение связано прежде всего с годом выхода фильма, а с тем, что я вижу на экране. Это нечто невероятное даже сегодня. Старевич безусловно великий творец.
10 из 10

2). "Прекрасная Люканида", режиссёр: Владислав Старевич
А вот с этим фильмом всё обстоит немножко тяжелее. Дело в том, что хронологически он вышел раньше "Мести кинематографического оператора", но посмотрел я его уже после. И техника этого фильма всё та же: абсолютно потрясающая. Невозможно без восторга смотреть на маленьких жуков сражающихся друг с другом на шпагах. Но всё же этот фильм сильно проигрывает "Мести кинематографического оператора". Дело в том, что без сопроводительного текста диктора понять, что в нём происходит практически невозможно, в то время, как "Месть кинематографического оператора" была интуитивно понятна зрителю. Жуки просто двигаются, дерутся, осаждают замок. Во всём этом, наверное, должен быть сюжет, но он слабо прослеживается. И от того без звука, добавленного в фильм в советское время, смотреть его очень тяжело. Не знаю, какую бы я оценку ему поставил, посмотри я его первым, а так:
9 из 10

3). "Невидимый враг", режиссёр: Дэвид Уорк Гриффит
"Невидимый враг" не самая сильная работа этого режиссёра. Я писал о том, как Дэвид Уорк Гриффит умеет вызывать эмоции у зрителя, передавать ощущения персонажей. "Спекуляция пшеницей" один из самых потрясающих фильмов, что я успел посмотреть в рамках этого моба.
К сожалению, здесь всё немного не так. "Спекуляция пшеницей" была социальной драмой, ярким социальным высказыванием. "Невидимый враг" - криминальный триллер, жанровое кино. У фильма много достоинств, которые я чуть позже обозначу, и, если бы его снял бы другой режиссёр, я бы пел ему дифирамбы, аплодировал и воздержался бы от какой-либо критики, но к Гриффиту у меня завышенные ожидания и требования)))
Итак, некий доктор скончался, оставив после себя троих детей: мужчину и двух девушек. Так начинается фильм. Мы видим этих девушек, и вместо того, чтобы видеть их печальными, мы видим их радость, когда они узнают от брата, что отец оставил им какое-то скромное наследство. Казалось бы, Гриффит умеет работать с персонажами, умеет делать так, чтобы они вызывали симпатию, сочувствие, умеет показывать их достоверными. С самого начала фильма центральные персонажи, которым мы в течении фильма должны сопереживать, вызывают недоумение и отторжение. Я просто им не верю. Безусловно, может быть множество причин, почему девушки радуются новости: возможно, их отец плохо с ними обращался, а, может быть, им грозила нищета, они уже готовились к ней. Но всё это не было показано на экране. Мы видим только их эмоцию. И видя её, не можем её понять. Такого в фильме много. И всё это портит впечатление при просмотре, но...
... но фильм шедевр! Я уже сказал, что этот фильм триллер. Я не шутил. Саспенс в нём выкручен на максимум. Я написал, что мы не всегда можем понять, чем вызваны эмоции героев. Но Гриффит прекрасно передаёт эмоции, эмоции всегда сопровождают героев. И когда мы понимаем их, они пробирают до мурашек. Когда жизням девушек начинает угрожать опасность, мы от всего сердца начинаем за них волноваться, а тревожное ощущение усиливается параллельным монтажом и быстрым темпом повествования.
Словом, слабая сценарная часть, с излишком компенсируется техническим совершенством картины.
9 из 10

4). "Рождество обитателей леса", режиссёр: Владислав Старевич
Чувствую, в ближайшие несколько постов в этом топе будет много Старевича. Не так много, как Мельеса, но всё же. Не уверен, но могу предположить, что это первый рождественский мультфильм. Сюжет прост: игрушечный Дед Мороз слезает с ёлки, чтобы устроить жучкам и лягушкам в лесу праздник на Новый Год. Своей магией он рождает в лесу маленькую ёлочку, украшает её игрушками, приглашает обитателей леса на праздник, дарит им зачем-то ёлочные игрушки и конфету. Как и другие фильмы Старевича всё сделано технически совершенно. Но история, конечно, уступает "Мести кинематографического оператора". С другой стороны, это рождественская сказка образца 1912-ого года, и, возможно, первый сюжетный мультфильм, ориентированный, в том числе, на детскую аудиторию.
9 из 10

@темы: Гриффит, Обзоры, Фильмы