Нежные дрова
1). "Сломанные побеги", режиссёр: Дэвид Уорк Гриффит
Мне кажется, к 1919-ому году Гриффит совсем перестал стараться. Талантливейший режиссёр и новатор киноискуства даже не пытается в "Сломанных побегах" прибегать к большинству своих художественных находок.
Завязка сюжета этого фильма такова: у некого лондонского боксёра есть дочь, с которой он плохо обращается. Однажды он слишком сильно её избил, после чего она ушла из дома, случайно забрела в китайскую лавку, потеряла сознание, а владелец лавки, давно в неё влюблённый, стал за ней ухаживать. Это событие происходит на пятидесятой минуте фильма! На пятидесятой! И это буквально всё, что происходило в течении этих пятидесяти минут! После этого фильм начинает понемногу разгоняться, начинается какой-никакой, но активный сюжет.
Гриффит вновь решает рассказывать значительную часть истории в интертитрах, вместо того, чтобы показывать её в своём фильме. И ладно бы ещё происходящее на экране хоть как-то соответствовало тексту. Текст сообщает нам, что персонаж в ярости. Мы видим холодное ничего не выражающее лицо. Более того, текст порою бывает интереснее и приятнее читать, чем смотреть за происходящим. Потому что текст в интертитрах очень поэтичен, а в кадре... а в кадре чаще всего ничего не происходит.
Персонажи... Всё очень плохо с персонажами. Девочка Люси, с которой её отец жестоко обращается, вызывает жалось. Жалось и раздражение, но ни капли симпатии. Она не делает ничего хорошего, достойного. Она просто сломленный ребёнок, кричащий в минуту опасности своему отцу, чтобы тот не бил её, иначе его повесят. Она весь фильм ходит с убитым выражением лица, и фильм прямым текстом сообщает зрителю, что героиня не умеет радоваться жизни, не умеет улыбаться. Лучшие кадры фильма: сцены, где она пальцами натягивает себе улыбку, потому что её отец требует этого от неё. И перед своею смертью, она вновь натягивает улыбку, чтобы улыбнуться миру. Пронзительно? Да, пронзительно. Но только в теории. На практике наблюдать за героиней скучно. Актрисе нечего играть. Образ получился не глубоки и отталкивающий. А фильм пытается манипулировать зрителем, давить на жалость.
Китаец. Образ главного героя и всех других китайцев в фильме получился... весьма расистким. И дело даже не в том, что китайца в интертитрах зовут не иначе, как Желтокожим Человеком. И дело даже не в том, что китайца играет белый американец Нет, просто это один из тех фильмов, что активно использовал стереотипы о гражданах Китая. То как герои двигаются, скалятся... всё это выглядит очень насмешливо и неприятно. Да, китайский персонаж в этом фильме главный герой, положительный герой. Но он отталкивает и раздражает не меньше героини. Его чистая полная нежности любовь к девушки снята так, что его героя можно иногда принять за насильника. Узнавая, что его лавку громят, что девушке, которую он приютил, грозит опасность, он отчего-то не бросается ей на выручку, а медленно-медленно ковыляет к своей лавке. Смотреть на него без боли и отторжения сложно. Ведь актёр не играет. Единственная актёрская задача Ричарда Бартелмесса: старательно изображать из себя китайца. Двигаться, как двигаются китайцы. Горбиться, как горбятся китайцы. Улыбаться так, как улыбаются китайцы.
Вот и получается, что оба актёра на главных ролях ходят весь фильм с одним и тем же выражением лица и скорее неприятны мне, как зрителю. И в это же время антагонист этого фильма, отец девушки, блистательно исполнен Дональдом Криспом. Он обаятельный, харизматичный, подвижный. Актёр играет лицом, взглядом, жестами. Дональд Крисп в этом фильме очень напоминает мне Роберта Де Ниро. В нём очень близкая харизма. Я должен ненавидеть его героя, но не могу: он единственный, кто вызывает у меня эмоции.
За что ещё мне не понравился фильм? В нём стреляют, убивают выстрелом человека. Я уже не первый раз вижу это в немом кино, каждый раз это раздражает всё больше. То есть спецэффект выстрела вы можете зрителю показать, а дырку от пули в одежде, рану, лужу крови на полу не можете? Я легко прощаю это увеселительным детективно-крименальным поделкам Луи Фейада, но простить серьёзному драматическому слёзовыжимательному фильму великого Дэвида Уорка Гриффита никак не могу.
Ну, и финал картины... Всё заканчивается трагедией. Все герои фильма мертвы. Это могло бы быть драматично, но нет. Никаких ощущений нету внутри после просмотра. Только сожаление о потраченных полутора часах. Герои мертвы, а значит, мне не за кого радоваться, а значит, я не могу думать, как дальше сложится их судьба. Ничего не остаётся кроме пустоты.
И какой вывод из всего происходящего можно сделать? Не надо быть жестоким со своими детьми, ведь иначе тебя может застрелить китаец? Вроде бы такое напутствие предложил фильм во вступительных интертитрах. Серьёзно, этот фильм не критика социального устройства. Он не поднимает серьёзные нравственные вопросы. Героиня фильма не могла абсолютно ничего сделать, чтобы её судьба сложилась иначе. Она и не пыталась ничего сделать. Серьёзно... Я не понимаю, для чего смотреть это кино? О чём оно? Что хотел сказать автор? В пустую потраченное время.
Разве что я узнал, что "Сияние" не первый фильм в истории кинематографа, где обезумевший член семьи топором прорубает дверь, чтобы добраться до своей жертвы. Интересно, Стенли Кубрик сделал референс, или это просто совпадение. И Дональд Крисп хорошо сыграл. Образ получился яркий. Хорошая работа гримёров, блестящая актёрская работа на фоне других актёров.
5 из 10
2). "День развлечений", режиссёр: Чарльз Чаплин
"День развлечений" - небольшой эксперимент от Чарльза Чаплина. Его герой в этом фильме отошёл от уже ставшего привычным образа простого бедного неловкого парня. Теперь перед нами вполне состоятельный мужчина, решивший провести свой выходной с семьёй. Этот фильм по ощущениям очень отличается от других комедий режиссёра. Режиссёр возводит в гротеск простые житейские неприятности. В целом многие приёмы мы уже видели в других фильмах режиссёра. Качающийся корабль - в "Иммигранте", нелепую драку - в "Чемпионе", но атмосфера совсем другая, ведь герой Чаплина на этот раз не вызывает симпатию и сопереживание, наоборот, скорее отталкивает зрителя. Ведь Чаплин здесь обыватель, безучастный к чужим бедам. Ему настойчиво предлагают еду, которую он не хочет? Он выкинет её за борт. Мужчина завязывает драку? Он не постесняется дать отпор. Постовой полицейский выписывает штраф? Без возражения примет его, но после ни за что не протянет полицейскому руку помощи в необходимый момент.
В одной из рецензий на кинопоиске увидел мысль, что многие комедийные сценки из этого фильма будут в последствии активно использоваться другими режиссёрами, например, Гайдаем. Действительно так. Удивительно, сколь бесконечно много Чарльз Чаплин подарил кинематографу.
Фильм идёт всего 17 минут, но эти 17 минут ощущаются, как одна. Смотрится на одном дыхании, время пролетает незаметно.
7 из 10
3). "Солнечная сторона", режиссёр: Чарльз Чаплин
В этом фильме с персонажем Чарли Чаплина вновь произошло преображение. Здесь Чаплин возвращается к прежней своей роли "бродяжки", маленького романтичного пройдохи. Вот только деревенский мир, в котором оказывается герой не так сильно и несправедлив к нему, как в других картинах. У персонажа есть работа, есть работодатель, в меру жестокий, но редко жестокий не по делу. А сам герой Чаплина наделён отрицательными чертами. Для меня наиболее ярко играет сцена, в которой он взаимодействует с младшим братом своей возлюбленной. Вместо того, чтобы пытаться найти с ним общий язык и подружится, персонаж Чаплина вступает с ним в конфликт, подкалывает и задирает, а после ненароком подвергает его жизнь опасности. Словом, Чарльз Чаплин вновь играет нового персонажа.
Чаплин вновь создал фильм гениальный в своих деталях. Он одновременно возводит в гротеск жизнь деревенскую (как бы показывая представление горожан о жизни в деревне) и жизнь городскую (показывая уже представление деревенских жителей). Сцены, где герой Чаплина готовит завтрак, приводя в дом корову замечательны. Но не менее замечательна трость городского пижона со встроенной зажигалкой.
Отдельное спасибо этому фильму за показанные видения и сны главного героя. Сцена с нимфами замечательная в каждой своей секунде. Интересно, отчего современный кинематограф перестал показывать на экране ощущения героев, их мечты, стремления, сны? Почему кинематограф перестал быть психологичен и метафоричен? Лишь мультипликация сохраняет в себе эти художественные приёмы...
8 из 10
4). "Не такой, как все", режиссёр: Рихард Освальд
Немецкий фильм 1919-ого года внезапно представляет собою критику карательного закона против ЛГБТ. "Не такой, как все" считается первым фильмом в принципе поднимающим вопросы ЛГБТ, репрезентующим ЛГБТ-персон. И это в принципе первый фильм в этом мобе, который поднимает остро-социальные вопросы, задаёт вопросы законодательству и государству. Вау!
Фильм сохранился ровно на половину, но недостающие фрагменты сюжета пересказываются зрителю в интертитрах, поэтому даже в таком виде фильм выглядит целостным, производит сильное впечатление.
Вкратце сюжет такой: некого скрипача шантажирует его бывший любовник. Он обещает донести на него в полицию, тогда ему светит срок по статье о гомосексуализме. В какой-то момент сам шантажист садится в тюрьму по статье о вымогательстве и сдаёт полиции скрипача. Во время судебного процесса со стороны защиты выступает некий психолог-сексолог, рассказывает, что гомосексуальность не причиняет никакого вреда обществу, не является отклонением, напротив, вполне естественна. Тем не менее, скрипача приговаривают, ведь формально он нарушил закон. Его сажают в тюрьму всего на две недели, но это разрушает всю его жизнь. От него отворачиваются близкие, его концерты отменяются, с ним разрывают контракты продюсеры. Скрипач кончает жизнь самоубийством.
В фильме есть и другие сюжетные линии. Например, у скрипача есть ученик, сестра которого влюбляется в скрипача. Например, у ученика сложные конфликтные отношения с семьёю. Например, в какой-то момент скрипач уходит в воспоминания о своём сложном детстве: его исключили из учебного заведения из-за того, что он посмел сидеть на кровати своего товарища.
В целом фильм прямым текстом говорит зрителю: статья закона карающая людей за однополый секс преступна.
Мне хочется отметить неверотно крутую актёрскую игру Конрада Фейдта. Он очень хорош!
9 из 10
Мне кажется, к 1919-ому году Гриффит совсем перестал стараться. Талантливейший режиссёр и новатор киноискуства даже не пытается в "Сломанных побегах" прибегать к большинству своих художественных находок.
Завязка сюжета этого фильма такова: у некого лондонского боксёра есть дочь, с которой он плохо обращается. Однажды он слишком сильно её избил, после чего она ушла из дома, случайно забрела в китайскую лавку, потеряла сознание, а владелец лавки, давно в неё влюблённый, стал за ней ухаживать. Это событие происходит на пятидесятой минуте фильма! На пятидесятой! И это буквально всё, что происходило в течении этих пятидесяти минут! После этого фильм начинает понемногу разгоняться, начинается какой-никакой, но активный сюжет.
Гриффит вновь решает рассказывать значительную часть истории в интертитрах, вместо того, чтобы показывать её в своём фильме. И ладно бы ещё происходящее на экране хоть как-то соответствовало тексту. Текст сообщает нам, что персонаж в ярости. Мы видим холодное ничего не выражающее лицо. Более того, текст порою бывает интереснее и приятнее читать, чем смотреть за происходящим. Потому что текст в интертитрах очень поэтичен, а в кадре... а в кадре чаще всего ничего не происходит.
Персонажи... Всё очень плохо с персонажами. Девочка Люси, с которой её отец жестоко обращается, вызывает жалось. Жалось и раздражение, но ни капли симпатии. Она не делает ничего хорошего, достойного. Она просто сломленный ребёнок, кричащий в минуту опасности своему отцу, чтобы тот не бил её, иначе его повесят. Она весь фильм ходит с убитым выражением лица, и фильм прямым текстом сообщает зрителю, что героиня не умеет радоваться жизни, не умеет улыбаться. Лучшие кадры фильма: сцены, где она пальцами натягивает себе улыбку, потому что её отец требует этого от неё. И перед своею смертью, она вновь натягивает улыбку, чтобы улыбнуться миру. Пронзительно? Да, пронзительно. Но только в теории. На практике наблюдать за героиней скучно. Актрисе нечего играть. Образ получился не глубоки и отталкивающий. А фильм пытается манипулировать зрителем, давить на жалость.
Китаец. Образ главного героя и всех других китайцев в фильме получился... весьма расистким. И дело даже не в том, что китайца в интертитрах зовут не иначе, как Желтокожим Человеком. И дело даже не в том, что китайца играет белый американец Нет, просто это один из тех фильмов, что активно использовал стереотипы о гражданах Китая. То как герои двигаются, скалятся... всё это выглядит очень насмешливо и неприятно. Да, китайский персонаж в этом фильме главный герой, положительный герой. Но он отталкивает и раздражает не меньше героини. Его чистая полная нежности любовь к девушки снята так, что его героя можно иногда принять за насильника. Узнавая, что его лавку громят, что девушке, которую он приютил, грозит опасность, он отчего-то не бросается ей на выручку, а медленно-медленно ковыляет к своей лавке. Смотреть на него без боли и отторжения сложно. Ведь актёр не играет. Единственная актёрская задача Ричарда Бартелмесса: старательно изображать из себя китайца. Двигаться, как двигаются китайцы. Горбиться, как горбятся китайцы. Улыбаться так, как улыбаются китайцы.
Вот и получается, что оба актёра на главных ролях ходят весь фильм с одним и тем же выражением лица и скорее неприятны мне, как зрителю. И в это же время антагонист этого фильма, отец девушки, блистательно исполнен Дональдом Криспом. Он обаятельный, харизматичный, подвижный. Актёр играет лицом, взглядом, жестами. Дональд Крисп в этом фильме очень напоминает мне Роберта Де Ниро. В нём очень близкая харизма. Я должен ненавидеть его героя, но не могу: он единственный, кто вызывает у меня эмоции.
За что ещё мне не понравился фильм? В нём стреляют, убивают выстрелом человека. Я уже не первый раз вижу это в немом кино, каждый раз это раздражает всё больше. То есть спецэффект выстрела вы можете зрителю показать, а дырку от пули в одежде, рану, лужу крови на полу не можете? Я легко прощаю это увеселительным детективно-крименальным поделкам Луи Фейада, но простить серьёзному драматическому слёзовыжимательному фильму великого Дэвида Уорка Гриффита никак не могу.
Ну, и финал картины... Всё заканчивается трагедией. Все герои фильма мертвы. Это могло бы быть драматично, но нет. Никаких ощущений нету внутри после просмотра. Только сожаление о потраченных полутора часах. Герои мертвы, а значит, мне не за кого радоваться, а значит, я не могу думать, как дальше сложится их судьба. Ничего не остаётся кроме пустоты.
И какой вывод из всего происходящего можно сделать? Не надо быть жестоким со своими детьми, ведь иначе тебя может застрелить китаец? Вроде бы такое напутствие предложил фильм во вступительных интертитрах. Серьёзно, этот фильм не критика социального устройства. Он не поднимает серьёзные нравственные вопросы. Героиня фильма не могла абсолютно ничего сделать, чтобы её судьба сложилась иначе. Она и не пыталась ничего сделать. Серьёзно... Я не понимаю, для чего смотреть это кино? О чём оно? Что хотел сказать автор? В пустую потраченное время.
Разве что я узнал, что "Сияние" не первый фильм в истории кинематографа, где обезумевший член семьи топором прорубает дверь, чтобы добраться до своей жертвы. Интересно, Стенли Кубрик сделал референс, или это просто совпадение. И Дональд Крисп хорошо сыграл. Образ получился яркий. Хорошая работа гримёров, блестящая актёрская работа на фоне других актёров.
5 из 10
2). "День развлечений", режиссёр: Чарльз Чаплин
"День развлечений" - небольшой эксперимент от Чарльза Чаплина. Его герой в этом фильме отошёл от уже ставшего привычным образа простого бедного неловкого парня. Теперь перед нами вполне состоятельный мужчина, решивший провести свой выходной с семьёй. Этот фильм по ощущениям очень отличается от других комедий режиссёра. Режиссёр возводит в гротеск простые житейские неприятности. В целом многие приёмы мы уже видели в других фильмах режиссёра. Качающийся корабль - в "Иммигранте", нелепую драку - в "Чемпионе", но атмосфера совсем другая, ведь герой Чаплина на этот раз не вызывает симпатию и сопереживание, наоборот, скорее отталкивает зрителя. Ведь Чаплин здесь обыватель, безучастный к чужим бедам. Ему настойчиво предлагают еду, которую он не хочет? Он выкинет её за борт. Мужчина завязывает драку? Он не постесняется дать отпор. Постовой полицейский выписывает штраф? Без возражения примет его, но после ни за что не протянет полицейскому руку помощи в необходимый момент.
В одной из рецензий на кинопоиске увидел мысль, что многие комедийные сценки из этого фильма будут в последствии активно использоваться другими режиссёрами, например, Гайдаем. Действительно так. Удивительно, сколь бесконечно много Чарльз Чаплин подарил кинематографу.
Фильм идёт всего 17 минут, но эти 17 минут ощущаются, как одна. Смотрится на одном дыхании, время пролетает незаметно.
7 из 10
3). "Солнечная сторона", режиссёр: Чарльз Чаплин
В этом фильме с персонажем Чарли Чаплина вновь произошло преображение. Здесь Чаплин возвращается к прежней своей роли "бродяжки", маленького романтичного пройдохи. Вот только деревенский мир, в котором оказывается герой не так сильно и несправедлив к нему, как в других картинах. У персонажа есть работа, есть работодатель, в меру жестокий, но редко жестокий не по делу. А сам герой Чаплина наделён отрицательными чертами. Для меня наиболее ярко играет сцена, в которой он взаимодействует с младшим братом своей возлюбленной. Вместо того, чтобы пытаться найти с ним общий язык и подружится, персонаж Чаплина вступает с ним в конфликт, подкалывает и задирает, а после ненароком подвергает его жизнь опасности. Словом, Чарльз Чаплин вновь играет нового персонажа.
Чаплин вновь создал фильм гениальный в своих деталях. Он одновременно возводит в гротеск жизнь деревенскую (как бы показывая представление горожан о жизни в деревне) и жизнь городскую (показывая уже представление деревенских жителей). Сцены, где герой Чаплина готовит завтрак, приводя в дом корову замечательны. Но не менее замечательна трость городского пижона со встроенной зажигалкой.
Отдельное спасибо этому фильму за показанные видения и сны главного героя. Сцена с нимфами замечательная в каждой своей секунде. Интересно, отчего современный кинематограф перестал показывать на экране ощущения героев, их мечты, стремления, сны? Почему кинематограф перестал быть психологичен и метафоричен? Лишь мультипликация сохраняет в себе эти художественные приёмы...
8 из 10
4). "Не такой, как все", режиссёр: Рихард Освальд
Немецкий фильм 1919-ого года внезапно представляет собою критику карательного закона против ЛГБТ. "Не такой, как все" считается первым фильмом в принципе поднимающим вопросы ЛГБТ, репрезентующим ЛГБТ-персон. И это в принципе первый фильм в этом мобе, который поднимает остро-социальные вопросы, задаёт вопросы законодательству и государству. Вау!
Фильм сохранился ровно на половину, но недостающие фрагменты сюжета пересказываются зрителю в интертитрах, поэтому даже в таком виде фильм выглядит целостным, производит сильное впечатление.
Вкратце сюжет такой: некого скрипача шантажирует его бывший любовник. Он обещает донести на него в полицию, тогда ему светит срок по статье о гомосексуализме. В какой-то момент сам шантажист садится в тюрьму по статье о вымогательстве и сдаёт полиции скрипача. Во время судебного процесса со стороны защиты выступает некий психолог-сексолог, рассказывает, что гомосексуальность не причиняет никакого вреда обществу, не является отклонением, напротив, вполне естественна. Тем не менее, скрипача приговаривают, ведь формально он нарушил закон. Его сажают в тюрьму всего на две недели, но это разрушает всю его жизнь. От него отворачиваются близкие, его концерты отменяются, с ним разрывают контракты продюсеры. Скрипач кончает жизнь самоубийством.
В фильме есть и другие сюжетные линии. Например, у скрипача есть ученик, сестра которого влюбляется в скрипача. Например, у ученика сложные конфликтные отношения с семьёю. Например, в какой-то момент скрипач уходит в воспоминания о своём сложном детстве: его исключили из учебного заведения из-за того, что он посмел сидеть на кровати своего товарища.
В целом фильм прямым текстом говорит зрителю: статья закона карающая людей за однополый секс преступна.
Мне хочется отметить неверотно крутую актёрскую игру Конрада Фейдта. Он очень хорош!
9 из 10